
Почему журналисты-практики не идут преподавать
Вот студенты и аспиранты журфака затеяли вроде бы нужное дело – дискуссию о журфаке, конкретнее – почему журналисты-практики не идут преподавать. Причин, конечно, назовут много – мало платят, кто-то не видит смысла вообще в факультетах журналистики, есть еще бюрократические проволочки – чтобы устроиться в КФУ, надо обегать уйму кабинетов, больше, чем во многих других организациях, куда мне приходилось соваться. Но главное все же не в этом, ведь работали же еще совсем недавно практики на казанском журфаке – и Ольга Юхновская, и Любовь Уманская, много было почасовиков с разными курсами. Сейчас их все меньше, и дело даже не в отсутствии желания, более того, даже не в журфаке, и, как ни странно – даже не в отдельно взятом Казанском Федеральном Университете!
Берите выше! Дело в последних политических решениях по поддержке образования на федеральном уровне и невыполняемых обязательствах. Секрет Полишинеля раскрыли преподаватели Московского Государственного Университета в недавно обнародованном обращении к Президенту России В.В. Путину:
- В соответствии с Вашим Указом № 597 от 7 мая 2012 г., правительство РФ должно к 2018 году обеспечить повышение «средней заработной платы … преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе». В соответствии с пунктом 3 того же Указа, высшим учебным заведениям России на эти цели должно быть выделено дополнительное бюджетное финансирование. <…>
Между тем, руководство МГУ не получило от правительства РФ достаточных финансовых средств на обеспечения приведенных контрольных цифр по заплатам на 2013 год, а свободных внутренних резервов для этого явно недостаточно. Согласно госбюджету на 2014 год, никаких дополнительных средств для выполнения плана не поступит от правительства и в 2014 году.
Другими словами, правительство обязывает Московский университет увеличивать среднюю зарплату сотрудникам, но не предоставляет для этого соответствующих средств. Такая позиция приводит к тому, что руководство Московского университета не имеет других путей для достижения контрольных цифр по зарплате, кроме сокращения научных и преподавательских штатов.
И такие меры были приняты. Летом 2013 г. администрация университета приступила к действиям по фактическому сокращению общего числа сотрудников МГУ. В Институте механики МГУ и на ряде естественнонаучных факультетов (механико-математическом, биологическом) не были продлены контракты многим сотрудникам-совместителям. К следующему учебному году ожидаются еще более масштабные сокращения совместителей. Кроме того, в большинстве подразделений «заморожены» свободные ставки – то есть, несмотря на наличие свободных ставок, руководители подразделений не могут взять на работу новых сотрудников. Стали известны случаи давления на студентов и сотрудников с целью принуждения их к увольнению по собственному желанию. В частности, некоторых студентов биологического факультета, совмещавших учебу и работу на должности лаборанта, вынудили освободить ставки по собственному желанию. В будущем же и вовсе планируется провести массовое, до 30-50%, сокращение научных ставок. Эти планы могут начать выполняться уже в текущем учебном году.
Несложно догадаться, что эти же процессы коснулись не только МГУ, но и других крупных, в том числе казанских вузов. Произошло и происходит сокращение почасовиков (читай: практиков) и всяческих совместителей. А на встречу, организованную журфаковскими активистами я все равно схожу, не в университете – так хоть здесь, на нейтральной площадке посмотрим с редакторами и участниками медиа-рынка в глаза друг другу и поищем другие формы сотрудничества, раз уж академические, с вовлечением практиков к преподаванию в вузе пока что нам недоступны.
Источник фото: gdefon.ru
На сайте с 23 января 2013
Всего комментариев - 31
На сайте с 28 февраля 2013
Всего комментариев - 12
На сайте с 23 октября 2013
Всего комментариев - 8